Новости

Обмен донорским молоком

Донорское молоко в случае, если маме не хватает своего молочка может стать спасением для деток, так как не ...
Тег «Далее»

Первый ГВфрендли курс «notes and points» для врачей, которые лечат кормящих мам

Дорогие друзья, мы, команда Первого гвфрендли анонсируем курс для врачей, которые лечат кормящих мам. Курс будет включать до ...
Тег «Далее»

Первый доказательный курс для родителей 04.2021

Дорогие будущие папы и мамы, бабушки и дедушки! В нашем медицинском центре "Первый ГВфрендли"  продолжается работа Академии уверенных ...
Тег «Далее»

Первый ГВФРЕНДЛИ курс для врачей.

Добрый день, уважаемые коллеги!
Многие из нас хорошо знакомы с тем фактом, насколько низким на данный момент является уровень ...
Тег «Далее»

Про развитие речи

Статья семейного врача Бобровой Ксении

Один из популярных вопросов, при  разговоре с врачом, между мамами, в чатах для родителей — “Когда же мой ребенок заговорит” или “моему малышу уже (варианты: год, 1,5, 3 года), а он говорит (2 слова, 3 слога, не говорит вообще, не цитирует классиков)”. Начало появления у малыша осмысленной речи — очень долгожданный момент, первое слово навсегда остается в памяти родителей и всей семьи, но вот когда, КОГДА ЖЕ оно прозвучит? И что делать, если его все нет?

Для начала хочется сказать, что обращать внимание родителям стоит не только на факт наличия у ребенка осмысленных слов . Очень большое внимание стоит уделять развитию невербального общения — кивание головой при согласии, указание пальчиком на интересующий предмет, желание участвовать в общей игре или общем деле (катать машинку, мячик; наличие зрительного контакта, мимические проявления радости, удовольствия, обиды). Отсутствие таких проявлений общения намного важнее для будущего Вашего малыша, будьте внимательны к этому, старайтесь даже для себя отметить, что нового научился ваш малыш делать за месяц-два и не забудьте рассказать об этом вашему врачу.

Каким семьям надо быть более внимательным в этом вопросе? К сожалению, по данным UpToDate , определенные семьи находятся в группе риска по снижению темпов речевого развития у их детей. Это семьи с низким уровнем дохода, семьи, где у родителей нет среднего образования, где  задержка развития фиксировались у родственников,внимания требуют  детки, рожденные преждевременно или с низкой массой тела, также в зоне риска детки, мамы которых страдают послеродовой депрессией. С большей частотой нарушения развития речи наблюдаются у мальчиков, чем у девочек, так как малыши мужского пола в принципе чаще страдают заболеваниями, сопровождающимися задержкой речевого развития. Но есть одно НО. Читайте дальше. 

С какими мифами можно столкнуться, задавая вопросы, связанные с темпами речевого развития у ребенка?

  1. Не переживай, мальчики начинают говорить позже

Мальчики и девочки начинают разговаривать в одни и те же сроки, просто у мальчиков больше риск развития состояний, связанных с нарушениями развития речи. Не стоит ждать дольше, если есть проблема, ее необходимо решать у детей любого пола.

 2. Билингвы начинают говорить позже, зато сразу на 2х языках

Врачу стоит оценить успехи ребенка на обоих языках, которыми он изъясняется, чтобы понять , насколько он развит. Да, количество используемых языков влияет на темпы овладения ними, но успехи все же должны быть заметны независимо от того на скольких языках говорят в семье. 

3. У ребенка нет потребности говорить, мама (папа, сестра,  бабушка) все понимают и говорят за него, предугадывая его желания.

Ребенок начинает говорить не только для удовлетворения потребностей или получения желаемого, но и для того чтобы общаться, включаться в разговор. То есть условно, если малыш умеет попросить мяч, но не хочет в него играть с кем-либо, это хуже, чем если он не может выговорить  слово “мяч”, но играет в мяч с другими детками

4. Он не говорит , но все понимает.

Стоит наблюдать этих детей , так как изолированное нарушение речевого развития на фоне отличного когнитивного  тоже не очень хорошо. 

5. Дома малыш говорит хорошо, а вот в саду(школе, на кружке) молчит, хотя ходит туда без капризов.

У таких деток стоит заподозрить тревожное расстройство или так называемый селективный мутизм, и ОБЯЗАТЕЛЬНО направить к психологу. Они нуждаются в терапии для устранения тревоги, которая влияет на их социально-эмоциональное и общее развитие..Кроме того, проводя много времени вне дома и находясь в молчании, дети теряют возможность речевой практики, и могут начать отставать из-за этого так же, наслаивая проблемы.

Когда и как  заподозрить проблему? И кто это может сделать?

Ну, во-первых, конечно лучше всего своих деток знают родители, и именно они обычно первыми замечают, что что-то не так, так как больше всего проводят время с детками. Никогда не стесняйтесь делиться своими сомнениями с врачом, проговаривайте свои вопросы и опасения, и тогда доктор сможет дать вам необходимую информацию. Даже один из основных методов наблюдения малышей с нарушениями развития речи так и называется — родительский отчет, когда родители попросту ведут дневник наблюдения за тем, что, как и сколько говорит малыш, когда появляются новые слова , в каком количестве и т.д.

Кроме того, часто моменты задержки могут выявлять педагоги в дошкольных учреждениях, но по статистике той же Америки, чаще это происходит вообще в начальной школе.

Ну и конечно врачи. Ежемесячные осмотры до года и периодические осмотры до 3х лет тоже помогают доктору со своей стороны оценить темпы развития речи у ребенка. Американская академия педиатрии рекомендует проводить общий скрининг развития в 9, 18 и 24 или 30 месяцев, кроме того проводится специфический для аутизма скрининг во время 18 и 24-месячных посещений как часть профилактического осмотра любого ребенка, если же врача или родителей что- то беспокоит эти скрининги можно проводить в любом возрасте. В Украине же по приказу 149 во время ежемесячных осмотров на первом году и на осмотре в 1.5 и 2 года врач также оценивает развитие речи ребенка как часть его психомоторного развития, в приложении 4 к этому документу есть таблица, где указаны примерные сроки начала появления речи у ребенка (гуление в 2 мес, лепет к 6 мес, повторение слогов в 9 мес, участие в разговоре в 10 мес, первые слова в год, в 1.6 — называет предметы и действия, к 2м годам предложения из 2-3 слов). Приказ доступен в сети. И его можно посмотреть тут

Что должно насторожить родителей? Если ребенок не реагирует на речь, в особенности на голос родителей, если к 6-9 мес нет лепета, к году нет слов мама и папа, либо других, чтоб позвать родителей, к 1.5 годам нет 5 слов для обозначения действий, к 2м годам нет предложений хотя бы из 2х слов. Это так называемые “Красные флаги” и их наличие требует хотя бы консультации педиатра, чтобы вместе принять решение о дальнейших тактиках. В конце статьи мы приводим скрины из up-to-date в оригинале.

Выявленные нарушения требуют осмотра неврологом (если отставание более чем на 1-3 мес и не корректируются домашними упражнениями, рекомендованными педиатром или семейным доктором), обязательной проверки слуха, исследования крови на анемию и уровень содержания свинца, возможно проведение генетических тестов. Назначает все эти анализы при необходимости тоже врач.

Какова же профилактика нарушений речевого развития?

Все очень просто — говорить с ребенком!!! Необходимо создать вокруг ребенка богатую языковую среду, давать малышу общение, внимание, заботу, контакт. Как пример это проговаривание ваших действий, чувств, называние предметов обихода. частей тела,повествование о повседневной деятельности, комментирование своих движений (сейчас я обую тапочки, вот моя расческа, давай выгуляем нашего песика, а где твоя красная футболочка?), чтение книг и описание картинок, обмен книгами с друзьями,что часто увеличивает словарный запас, обсуждение их с детьми. Просто прислушиваться к вашему малышу и обсуждать с ним события дня, происшедшее в саду,на прогулке. Играть в подвижные и ролевые игры, насыщая вокруг себя пространство словами по теме игры (если мы пираты, то вот наш штурвал, я матрос, а ты боцман, вот наша шхуна налетела на риф, а если мы в магазине. то где моя корзина, пойду взвешу товар, выдайте мне чек за покупки, есть ли у вас масло в стеклянной таре, а в какую цену помидоры и т.д). Конечно же, уменьшение времени, проводимого с гаджетами, даже для развивающих занятий( интересное исследование нашла: среди родителей детей 8-18 мес провели опрос и попросили их заполнить опросник Макартура-Бейтс , и это показало,что чем больше ребенок смотрит телевизор, тем скуднее его словарный запас — в среднем, на 6-8 слов на каждый час просмотра в день). 

Какой вывод из всего этого лонгрида? Будьте чутки к своим деткам, наблюдайте за ними и старайтесь побольше с ними говорить, не слушайте соседок, а идите к врачу с вопросами. И растите здоровенькими!!!