Пожалуй, самое загадочное явление из всего, что нам встретилось в нашей практике лактационных консультаций.
В зарубежной литературе информации мало. В нашей и подавно. Явление, которое называется отказ от груди скорее можно встретить в описании разных патологических состояний, но оно не встречается как самостоятельное состояние.
Итак, отказ или в иностранных источниках, а, пожалуй, самое лучшее описание этого явления можно найти на сайте ведущей международной организации в поддержку гв – Ла Лече Лиги, забастовка у к груди. Забастовкой они называют состояние, когда ребенок ел грудь и вдруг резко перестал. Об этом мы обязательно напишем. Сегодня хочется рассказать о еще более драматической ситуации – ситуации,когда ребенок с рождения вовсе не берет грудь. Это состояние отдельного названия не имеет. В медицинском институте не изучается, врачи о таком не знают, встречают уже в поле, порой не понимая, что же это происходит.
Мы сейчас не говорим о тяжелейших ситуациях, когда ребенок не может сосать по состоянию здоровья. Мы говорим о том, когда совершенно здоровый новорожденный не прикладывается к материнской груди совершенно по непонятным причинам. Совсем недавно я имела дело с очередным таким случаем. Этим младенцем оказался мой собственный племянник. Роды прошли по современным меркам конечно хорошо. Быстро и без осложнений.
Но, в родах имело место несколько моментов, которые могли повлиять на дальнейший ход событий:
- Принудительное вскрытие плодного пузыря;
- Эпидуральная анестезия;
- Введение внутривенно окситоцина;
- Эпизиотомия.
Иногда в числе причин могут быть и иные медицинские манипуляции, интервенции и оперативные вмешательства в родах
Именно эти причины называет ЛЛЛ в качестве тех, что провоцируют отказ.
Результат: здоровый прекрасный новорожденный грудь не взял ни в течение 2х часов после родов, не делал этого он и в последующие дни.
Ситуация патовая. Кроме как тоску и грусть у мамы не вызывающая. Ребенок отказывается от мамы. Как иначе это назвать?
При всякой попытке предложить грудь, начинался вопль, малыш отталкивал грудь мамы ручками и прикладываться не соглашался. К нашему удивлению он имел чудесный сосательный рефлекс, самозабвенно сосал собственную руку и палец кого-то из родителей. (Иногда мы встречаем товарищей, которые даже не желают сосать палец, а лишь только резиновую соску бутылки. Особенно те, кто эту бутылку видели с первых минут жизни). Эту способность сосать палец мы регулярно используем при работе с такими малышами. Сосание пальца стимулирует у них сосательные умения. Это можно и нужно делать каждый раз перед попыткой приложить. Параллельно можно массировать спинку язычка младенца. Это может делать мама или папа.
Надо отметить, что выписан наш малыш был из роддома с записью:”исключительно Грудное Вскармливание”, на самом деле не было никакого ГВ и не было кормления вовсе, так как к нашему удивлению в роддоме выпросить смесь было нереально. (На мой взгляд, еще одна крайность). Участковый врач тоже не поинтересовался кормлением вовсе. Это были 2е сутки жизни малыша. За это время, как говорят, во рту не было и маковой росинки. Потеря веса на 2е сутки была порядка 12%.
Докорм был неминуем, это был тот случай, когда иначе просто нельзя. Ошибочно полагать, что новорожденный проголодается и поест. Нет. Он проголодается и будет долго спать, так бывает. Мы регулярно говорим и пишем: не бойтесь, когда не спит. Бойтесь, когда спит долго. Вот что должно настораживать и мам и врачей. Докорм мы начали с конца вторых суток . Тут важен тот способ докорма, который будет выбран.
Предпочтение надо отдать не бутылке, мы докармливали нашего Мишу по пальцу с помощью зонда для кормления новорожденных. Делали это регулярно и стабильно. И все остальное время мама лежала с ним “кожа к коже” как кошка. Периодически пытаясь вложить ему в рот грудь. Миша иногда облизывал ее, иногда на секундочку хватал и тут же бросал с криками. Отчаяться было от чего.
Одна серьезная вещь мешала нам- мамина боль. Молоко начало приходить на 4е сутки, но такими скудным каплями, что сцедить его было практически невозможно. По-видимому, Мишу это тоже не вдохновляло. Мама страдала от боли в промежности (последствия эпизиотомии). Настолько сильно, что каждое движение доставляло ей страдания. И уход за младенцем был не то что не в радость, он был в тягость. Я приняла решение обезболить. Это был планово назначенный препарат, который разрешен к использованию среди кормящих. Буквально в тот же миг, когда отпустила боль, Мишу удалось впервые приложить к груди больше чем на мгновение. И грудь заработала. Начало выделяться молоко. Миша начал стабильно прикладываться . Стало возможным что-то сцедить. Это произошло день на 6й-7й его жизни. Мама продолжала принимать обезболивающее еще как минимум две недели. Докорм постепенно был снят. С докорма по пальцу мы перешли на докорм у груди через зонд. А потом и вовсе перестали докармливать.
Миша на сегодняшний день действительно на исключительно грудном вскармливании.
Набрал за первый месяц 1200.
Мораль сей басни. Хоть и не доказана стопроцентная связь между эпидуральной анестезией, но тем не менее, многие практикующие консультанты по гв замечают, что часто это совпадает. Мы писали об этом. Второе- это интервенции в родах – вскрытие плодного пузыря и эпизио, внутривенный окситоцин. Все это изменило естественный ход событий. Не дало возможности выделиться эндогенному окситоцину. Боль- возможно была ключевым моментом. Исследований о взаимосвязи боли и лактации у человека мало. Очень много исследований о взаимосвязи адреналина и окситоцина. На Golden lactation 2017 в этом году прозвучала шикарная фраза ”when tears flow and milk does not”. Когда текут слезы и не течет молоко. Это не только пресловутая послеродовая грусть,
Это скорее ужас, смятение, отчаяние.. Эмоции гораздо сильнее, чем грусть. Ребенок отказывается от мамы . Это не тоска и не грусть. По сути – отказ от матери в этой ситуации это нежелание жить на планете, где рождение – это сплошное насилие и какое-то “космическое” осознание того, что его рождение причиняет не радость и восторг, а дикую боль.
Это животная физическая боль, которая может может мешать новоиспеченной маме жить. А не может жить мама, не хочет и малыш. Как-то так объясняют такую историю перинатальные психологи.
Ушла боль, выработался свой собственный окситоцин. Все успокоилось, улеглось и пошло дело…
Известный канадский педиатр Джек Ньюман такие ситуации, как имела место у нас , называет оральным отвращением, которое случается по неизвестной причине. Дело в том, что рот младенца, это самый главный чувственный орган, с помощью которого, Малыш способен обеспечить свои главные корневые потребности. И отказ использовать его по назначению в природе привел бы к погибли. То есть по большому счету Малыш начинает инстинктивно уничтожать себя сам. Ужасная ситуация.
Что делать?
- Обезболить, накормить маму.
- Дать ей поспать хотя бы 2 часа.
- Кожа к коже по максимуму
- Попытки прикладывать предпринимать не реже чем раз в час
- Перед попытками приложить делать массаж языка.
- Пытаться регулярно сцеживать обе груди по 5-10 минут. Если есть силы и время.
- Правильный докорм не из бутылки (по пальцу шприцем без иглы, с помощью зонда, с помощью снс, чашка , ложка.
- Набраться много терпения. Эти истории обычно заканчиваются счастливо, если что-то делать.
- Если не выходит, просить профессиональной помощи.
- Прочитать весь наш блог, чтоб понимать, что есть настоящий критерией “мало молока”, как контролировать набор веса, не делать глупых и необдуманных действий, чтоб не потерять ГВ
Додати коментар