С огромной радостью публикую статью Ксении Бобровой
После рождения ребенка у мамы появляется куча вопросов, и один из главных – гармонично развивается ее ребенок? Не отстает ли от сверстников? Тут же начинается хвастовство среди подруг с колясками – мы набрали килограмм, а мы полкило, а моя уже перевернулась, а мой заговорил, а я уже английскому учу… еще и бабушки любят нагнать тоски – оой, а ты в это время уже стояла или бегала. И начинаются походы по неврологам, реабилитологам, массажи, развивающие мероприятия.. любят у нас зарабатывать на псевдонесовершенных и якобы отстающих детках.
Начнем с физического развития – то есть с набора граммов и сантиметров. Тут все регламентировано таблицами ВОЗ, они даны в начале каждой карты развития ребенка в двух экземплярах – один из них отрывной и должен выдаваться в поликлинике родителям, чтоб они сами могли дома вести учет роста и развития малыша. Таблицы отличаются для девочек и мальчиков, это не должно вас удивлять. Медсестра поликлиники после каждого вашего планового измерения заносит все данные на эту таблицу и строит график. Попали в коридор между крайними линиями сверху и снизу? Прекрасно. Не переживаем и спокойно растем дальше. На всякий случай напомню, что детки на ГВ, даже если превышают верхнюю границу, ожирением не страдают! И никакую водичку для похудения вместо молока мы до 6 месяцев не даем!!!
С психомоторным развитием сложнее. Есть средние ориентировочные сроки, к которым ребенок вроде как должен научиться что-то делать. Их нас заставляли зубрить в университете, но они – как температура в среднем по больнице – 36.6 – среди живых и не очень. Дети не могут выполнять эти книжные требования, это не нормативы по физкультуре, кстати, их тоже недавно отменили. Нервная система младенца – очень тонкая материя, во время родов подвергающаяся колоссальной нагрузке, а после родов сталкивающаяся с непривычно большим количеством раздражителей. Именно эти раздражители и являются формирующими эту систему факторами, но вот темпы, последовательность и степень выраженности ответа на эти раздражители зависят от такого большого количества вещей, что ну никак, никак мы не можем деток под одну гребенку причесать! Это и наследственность, и питание, и культура семьи, и темперамент мамы-папы, да и самого малыша, и гимнастика, и разговор с этим ребенком, и даже время, проведенное у мамы на руках – все это влияет на то, когда ваш малыш улыбнется, перевернется и скажет «мама». Поэтому, дабы мамы могли спокойно спать, а не выискивать, что же не так с их детками, я предлагаю вам к изучению такие данные об определенных вехах развития малыша, акцентируя внимание не на конкретной дате, а на интервалах, в которые те или иные события в жизни вашей ляли произойдут:
- Улыбка, активное наблюдение за знакомыми лицами, яркими предметами – 1-1,5 месяца
- Агуканье – 1-3 месяца
- Держит головку – 2-4 месяца
- Удерживает предмет в ручке – 3-5 месяца
- Активный переворот – 4-7 месяцев
- Садится самостоятельно – 6-8 месяцев
- Ползает – 7-9 месяцев
- Самостоятельно берет предмет – 7-10 месяцев
- Самостоятельно встает на ножки – 8-11 месяцев
- Ходит с поддержкой или у опоры – 9-12 месяцев
- Самостоятельно ходит – 11-18 месяцев
- Первые осознанные слова – 9-12 месяцев
Хочу еще раз напомнить, что эти данные обобщенные и ориентировочные, рассматриваются в комплексе с остальными признаками развития вашего малыша. Надеюсь, что невропалог вашей поликлиники не будет округлять глаза и посылать вас по большому кругу, узнав , что в полгода малыш не сидит или к году не пошел, как это было с моим сыном, севшим в 8 и начавшим ходить в 15 месяцев, зато сейчас этот метеор носится быстрей меня? и еще хочу сказать, что массаж вещь, конечно хорошая, но пока у ребенка не сформируется нервный центр, отвечающий за равновесие и соответственно, позволяющий ему стоять и ходить без опоры, не пойдет он. Так что подумайте, нужны ли ребенку дорогие элитные массажисты, ходунки, толокары и прочие ускоряющие развитие дорогие вещи?
Что же делать, если очень хочется развивать ребенка? Ответ банален до неприличия – быть рядом, любить, дарить внимание, гладить и целовать, улыбаться, носить на руках, разговаривать, кормить грудью по требованию, читать сказки и стихи, купать , гулять , любить мужа и не конфликтовать с ним при ребенке, следить за графиком сна – в общем, создавать ощущение безопасного окружающего мира, ведь ребеночек, находящийся в состоянии стресса из-за того, что родители ссорятся, или того, что его решили «не приучать к рукам», или мама кормит по графику, а не когда ляля просит – будет тратить силы на борьбу со стрессом, а не на познавание мира и соответственно – реагирование на него новыми навыками.
А если малыш – торопыжка, и решил сесть в 4, поползти в 6, а пойти в 9 месяцев? Да на здоровье! Только если это действительно решение ребенка, а не дедушка обложил малыша подушками, чтоб тот посидел, или поставили ходить в ходунки. Но только учтите, что ускоренное развитие в этом возрасте не даст ребенку преимуществ в дальнейшей жизни.
Подписывайтесь на нашу рассылку, любите ваших малышей и растите здоровенькими!
Додати коментар