Новости

“курс для лікарів 4.0 Перемога”

Доброго дня, дорогі колеги! Команда лікарів Першого ГВфрендлі дитячого медичного центру, Харкова, Україна, підготувала вже 4-й курс навчання ...

Частые адекватные вопросы и ответы про вакцинацию от ковида

Кому делать  прививку от COVID-19?

Сегодня в Украине всем!!!! гражданам от 18ти лет.

Дети от 12ти могут быть привиты если ...

Обмен донорским молоком

Донорское молоко в случае, если маме не хватает своего молочка может стать спасением для деток, так как не ...

Про развитие речи

Статья семейного врача Бобровой Ксении

Один из популярных вопросов, при  разговоре с врачом, между мамами, в чатах для родителей – “Когда же мой ребенок заговорит” или “моему малышу уже (варианты: год, 1,5, 3 года), а он говорит (2 слова, 3 слога, не говорит вообще, не цитирует классиков)”. Начало появления у малыша осмысленной речи – очень долгожданный момент, первое слово навсегда остается в памяти родителей и всей семьи, но вот когда, КОГДА ЖЕ оно прозвучит? И что делать, если его все нет?

Для начала хочется сказать, что обращать внимание родителям стоит не только на факт наличия у ребенка осмысленных слов . Очень большое внимание стоит уделять развитию невербального общения – кивание головой при согласии, указание пальчиком на интересующий предмет, желание участвовать в общей игре или общем деле (катать машинку, мячик; наличие зрительного контакта, мимические проявления радости, удовольствия, обиды). Отсутствие таких проявлений общения намного важнее для будущего Вашего малыша, будьте внимательны к этому, старайтесь даже для себя отметить, что нового научился ваш малыш делать за месяц-два и не забудьте рассказать об этом вашему врачу.

Каким семьям надо быть более внимательным в этом вопросе? К сожалению, по данным UpToDate , определенные семьи находятся в группе риска по снижению темпов речевого развития у их детей. Это семьи с низким уровнем дохода, семьи, где у родителей нет среднего образования, где  задержка развития фиксировались у родственников,внимания требуют  детки, рожденные преждевременно или с низкой массой тела, также в зоне риска детки, мамы которых страдают послеродовой депрессией. С большей частотой нарушения развития речи наблюдаются у мальчиков, чем у девочек, так как малыши мужского пола в принципе чаще страдают заболеваниями, сопровождающимися задержкой речевого развития. Но есть одно НО. Читайте дальше. 

С какими мифами можно столкнуться, задавая вопросы, связанные с темпами речевого развития у ребенка?

  1. Не переживай, мальчики начинают говорить позже

Мальчики и девочки начинают разговаривать в одни и те же сроки, просто у мальчиков больше риск развития состояний, связанных с нарушениями развития речи. Не стоит ждать дольше, если есть проблема, ее необходимо решать у детей любого пола.

 2. Билингвы начинают говорить позже, зато сразу на 2х языках

Врачу стоит оценить успехи ребенка на обоих языках, которыми он изъясняется, чтобы понять , насколько он развит. Да, количество используемых языков влияет на темпы овладения ними, но успехи все же должны быть заметны независимо от того на скольких языках говорят в семье. 

3. У ребенка нет потребности говорить, мама (папа, сестра,  бабушка) все понимают и говорят за него, предугадывая его желания.

Ребенок начинает говорить не только для удовлетворения потребностей или получения желаемого, но и для того чтобы общаться, включаться в разговор. То есть условно, если малыш умеет попросить мяч, но не хочет в него играть с кем-либо, это хуже, чем если он не может выговорить  слово “мяч”, но играет в мяч с другими детками

4. Он не говорит , но все понимает.

Стоит наблюдать этих детей , так как изолированное нарушение речевого развития на фоне отличного когнитивного  тоже не очень хорошо. 

5. Дома малыш говорит хорошо, а вот в саду(школе, на кружке) молчит, хотя ходит туда без капризов.

У таких деток стоит заподозрить тревожное расстройство или так называемый селективный мутизм, и ОБЯЗАТЕЛЬНО направить к психологу. Они нуждаются в терапии для устранения тревоги, которая влияет на их социально-эмоциональное и общее развитие..Кроме того, проводя много времени вне дома и находясь в молчании, дети теряют возможность речевой практики, и могут начать отставать из-за этого так же, наслаивая проблемы.

Когда и как  заподозрить проблему? И кто это может сделать?

Ну, во-первых, конечно лучше всего своих деток знают родители, и именно они обычно первыми замечают, что что-то не так, так как больше всего проводят время с детками. Никогда не стесняйтесь делиться своими сомнениями с врачом, проговаривайте свои вопросы и опасения, и тогда доктор сможет дать вам необходимую информацию. Даже один из основных методов наблюдения малышей с нарушениями развития речи так и называется – родительский отчет, когда родители попросту ведут дневник наблюдения за тем, что, как и сколько говорит малыш, когда появляются новые слова , в каком количестве и т.д.

Кроме того, часто моменты задержки могут выявлять педагоги в дошкольных учреждениях, но по статистике той же Америки, чаще это происходит вообще в начальной школе.

Ну и конечно врачи. Ежемесячные осмотры до года и периодические осмотры до 3х лет тоже помогают доктору со своей стороны оценить темпы развития речи у ребенка. Американская академия педиатрии рекомендует проводить общий скрининг развития в 9, 18 и 24 или 30 месяцев, кроме того проводится специфический для аутизма скрининг во время 18 и 24-месячных посещений как часть профилактического осмотра любого ребенка, если же врача или родителей что- то беспокоит эти скрининги можно проводить в любом возрасте. В Украине же по приказу 149 во время ежемесячных осмотров на первом году и на осмотре в 1.5 и 2 года врач также оценивает развитие речи ребенка как часть его психомоторного развития, в приложении 4 к этому документу есть таблица, где указаны примерные сроки начала появления речи у ребенка (гуление в 2 мес, лепет к 6 мес, повторение слогов в 9 мес, участие в разговоре в 10 мес, первые слова в год, в 1.6 – называет предметы и действия, к 2м годам предложения из 2-3 слов). Приказ доступен в сети. И его можно посмотреть тут

Что должно насторожить родителей? Если ребенок не реагирует на речь, в особенности на голос родителей, если к 6-9 мес нет лепета, к году нет слов мама и папа, либо других, чтоб позвать родителей, к 1.5 годам нет 5 слов для обозначения действий, к 2м годам нет предложений хотя бы из 2х слов. Это так называемые “Красные флаги” и их наличие требует хотя бы консультации педиатра, чтобы вместе принять решение о дальнейших тактиках. В конце статьи мы приводим скрины из up-to-date в оригинале.

Выявленные нарушения требуют осмотра неврологом (если отставание более чем на 1-3 мес и не корректируются домашними упражнениями, рекомендованными педиатром или семейным доктором), обязательной проверки слуха, исследования крови на анемию и уровень содержания свинца, возможно проведение генетических тестов. Назначает все эти анализы при необходимости тоже врач.

Какова же профилактика нарушений речевого развития?

Все очень просто – говорить с ребенком!!! Необходимо создать вокруг ребенка богатую языковую среду, давать малышу общение, внимание, заботу, контакт. Как пример это проговаривание ваших действий, чувств, называние предметов обихода. частей тела,повествование о повседневной деятельности, комментирование своих движений (сейчас я обую тапочки, вот моя расческа, давай выгуляем нашего песика, а где твоя красная футболочка?), чтение книг и описание картинок, обмен книгами с друзьями,что часто увеличивает словарный запас, обсуждение их с детьми. Просто прислушиваться к вашему малышу и обсуждать с ним события дня, происшедшее в саду,на прогулке. Играть в подвижные и ролевые игры, насыщая вокруг себя пространство словами по теме игры (если мы пираты, то вот наш штурвал, я матрос, а ты боцман, вот наша шхуна налетела на риф, а если мы в магазине. то где моя корзина, пойду взвешу товар, выдайте мне чек за покупки, есть ли у вас масло в стеклянной таре, а в какую цену помидоры и т.д). Конечно же, уменьшение времени, проводимого с гаджетами, даже для развивающих занятий( интересное исследование нашла: среди родителей детей 8-18 мес провели опрос и попросили их заполнить опросник Макартура-Бейтс , и это показало,что чем больше ребенок смотрит телевизор, тем скуднее его словарный запас – в среднем, на 6-8 слов на каждый час просмотра в день). 

Какой вывод из всего этого лонгрида? Будьте чутки к своим деткам, наблюдайте за ними и старайтесь побольше с ними говорить, не слушайте соседок, а идите к врачу с вопросами. И растите здоровенькими!!!

Про развитие речи
Про развитие речи

Додати коментар

...